Блог седого тестировщика

говориМ о тестировании
простым языком

Виды тестирования по позитивности сценария

Время на прочтение: 2 мин.
Многие знают, что тестирование бывает негативным и позитивным. Но для чего же нам разделять его на негативное и позитивное? Есть ли в этом смысл? Разберем в статье.

Позитивное тестирование – это тестирование с применением сценариев, которые соответствуют нормальному (штатному, ожидаемому) поведению системы. С его помощью мы можем определить, что система делает то, для чего и была создана.

Примеры:

  • умножить на калькуляторе цифр 3 и 5,
  • в игре посадить морковь на грядку для овощей,
  • оплатить покупку действующей картой.

Негативным называют тестирование, в рамках которого применяются сценарии, которые соответствуют внештатному поведению тестируемой системы. Это могут быть исключительные ситуации или неверные данные.

Пример:

  • умножить на калькуляторе числа 3 на грушу (значение «груша» не является валидным для калькулятора),
  • в игре посадить морковь на реку,
  • оплатить покупку несуществующей картой.

Прежде всего негативное тестирование направлено на проверку устойчивости системы к различным воздействиям, валидации неверных данных, обработку исключительных ситуаций. Сценарии позитивного тестирования, в свою очередь, направлены на проверку работы системы с теми типами данных для которых, она разрабатывалась.

Реакция продукта на тесты

Какой результат мы ждем от позитивных и негативных тестов?

Позитивное тестирование должно нам всегда давать результат в виде отсутствия багов.

Негативные проверки могут дать 2 результата:
1. На данный ввод у продукта есть ответ в виде сообщения/контроля.
2. Система не знает, как реагировать на введенные данные.

Получается, есть три реакции на действия по вводу данных:
— Действие: создание сущности, переход на новый шаг и т.п.
— Контроль: сообщение с контролем, блокировка дальнейших действий и т.п.
— Отказ: возникает исключение Exception, 404-ой ошибки и т.п.

Для чего важно различать?

Для чего нам различать негативное и позитивное тестирование? Чтобы верно расставлять приоритеты в тестировании в зависимости от ситуации.

Создание позитивных сценариев (тест-кейсов), как правило, предшествует созданию негативных.

Сначала мы проверяем работу системы, когда наш условный пользователь работает с системой «правильно». А уже потом приступаем к проверке отклика системы на пользователя, который допускает различные ошибки (ввод неверных данных, например). И наша система должна быть готова ответить на неверный запрос. Это и есть цель негативного тестирования.

Почему важно сначала провести позитивное тестирование? Большинство пользователей использует наш продукт так, как необходимо. То есть, если в поле ввода просят указать «Имя», то большинство пользователей напишут в него именно имя, а не набор цифр. Если мы не проверим верно ли распознаются корректные данные, то в случае ошибки большинство пользователей не смогут воспользоваться нашим продуктом.

Именно поэтому мы делим все тесты на позитивные и негативные и начинаем тестировать с позитивных. Именно с позитивных, так как они приоритетней. Лучше не останется времени на негативные тесты, чем мы не проверим основной функционал продукта на способность корректно отвечать пользователю на корректные запросы.

Пример позитивных и негативных тестов

Давайте рассмотрим эти виды тестирования немного подробнее на примере формы авторизации на сайте.

Авторизация на сайте
Авторизация на сайте

С помощью позитивных тестов мы проверим, что наша форма регистрации работает верно. Для этого проведем следующие тесты:

  • Авторизация с правильным логином и паролем

К негативным тестам можно отнести следующие сценарии:

  • Авторизация с неправильным логином
  • Авторизация с неправильным паролем
  • Авторизация с неправильным логином и паролем
  • Авторизация с пустым логином
  • Авторизация с пустым паролем
  • Авторизация с пустым логином и паролем

***

Повторюсь, при тестировании очень важно соблюдать приоритет.

________________________________

Сначала мы выполняем позитивные тесты, а потом негативные.

________________________________

Это связано с тем, что для продукта и пользователей важно, чтобы все фичи работали правильно, так как задумывались изначально.

К примеру, ошибка при авторизации с правильным логином и паролем гораздо опаснее, чем проблема возникающая, когда пользователь вводит неправильный пароль. А критичные ошибки лучше всегда находить как можно раньше, чтобы было время их исправить и внимательно проверить.

Vkontakte
Facebook
LinkedIn
Twitter

Автор статьи:

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кирилл
Кирилл
2 лет назад

Очень хорошая статья

Кирилл Капралов
Кирилл Капралов
2 лет назад

Отличная статья

Эльвира
Эльвира
1 год назад

Спасибо большое за Ваш труд и практические примеры

Ближайшие события

Ближайшие события

Вам также может понравится