Думаю, что даже противники бумажной волокиты не будут отрицать, что описанный план проверки значительно упрощает процесс тестирования и экономит в последующем кучу времени.
Что же это за документы и как их сделать помощниками, а не врагами? Ответ на эти вопросы лежат в статье.
Тест-кейсы и чек-листы относятся к документации тестирования. Их задача — систематизировать и упростить процесс тестирования, сделать его более прозрачным и структурированным. А еще их использование может очень сильно экономить время.
Тест-кейс
Тестовый случай, тестовый сценарий (test case) — набор входных значений, предусловий выполнения, ожидаемых результатов и постусловий выполнения, разработанный для определенной цели или тестового условия, таких как выполнения определенного пути программы или же для проверки соответствия определенному требованию. [IEEE 610]
Иными словами, это артефакт или документ, который описывает наши тесты. Говорит, как их выполнить, при каких условиях и что должно получиться после выполнения тех шагов, которые заложены в тест-кейсе, то есть каков ожидаемый результат.
Тест-кейс имеет определенный шаблон, разработанный для того, чтобы стандартизировать и упростить создание и дальнейшее чтение тест-кейсов. Шаблон условно стандартизированный, потому что может меняться в зависимости от компаний и процессов.
1.ID — уникальный номер.
Обычно проставляется автоматически в системах хранения тест-кейсов.
2. Краткое описание тест-кейса (Name).
Название тест-кейса должно быть коротким и понятным. Оба эти слова важны.
Если мы сделаем название только коротким, то в таких кейсах будет очень сложно ориентироваться.
Например, мы проверяем регистрацию и называем тест-кейс: “Проверить успешную регистрацию”. Вроде логично, но такое название включает в себя проверку регистрации по нескольким полям. И получается, что название не информативно.
Если делать название тест-кейса слишком длинным, то его будет очень сложно читать, например: “Проверить правильную регистрацию, когда вводим логин латинскими буквами без цифр и пробелов с паролем из цифр”.
Такое название неудобно читать. Плюс некоторые инструменты хранения тест-кейсов могут обрезать длинные названия.
Что делать? Немного сократить название, убрать “Проверить” и слова, которые не несут важного смысла и получим следующее: “Регистрация с латинским логином”, “Регистрация с логином из цифр” и так далее.
3. Ссылка на требования — ссылка на требование или ТЗ, на основе которого был составлен тест-кейс.
4. Автор тест-кейсы (Author) — тестировщик, который написал тест-кейс.
5. Приоритет (Priority) — насколько важен этот тест-кейс, в какую очередь его стоит выполнять.
6. Название/модуль/версия продукта (Component/Version) — описание ПО, на котором можно выполнить тест-кейс.
7. Предварительные условия (pre-condition) — шаги, которые необходимо выполнить перед началом тестирования по этому тест-кейсу.
8. Шаги (steps) — точная последовательность действий для выполнения проверки.
Шаги должны быть четкими и понятными. В идеале их нужно писать так, чтобы понял даже человек, который видит проект и тестирование в первый раз. Четкие шаги снизят риски того, что тест-кейс будет неправильно понят, а соответственно и неправильно протестирован другими тестировщиками, особенно новичками, которые только пришли на проект. Скажу даже больше: иногда вы сами спустя какое-то время с трудом разбираете, что имели ввиду написав тот или иной шаг.
9. Ожидаемый результат (expected result) — что мы получаем после выполнения шагов.
10. Приложения (attachments) — дополнительная информация, которая поможет выполнить тест-кейс, например, скриншоты, текстовые файлы и прочие файлы.
Тест-кейс для авторизации на сайте
Рассмотрим составление тест-кейса на примере тестирования формы авторизации на сайте. Предположим, что нам необходимо проверить Авторизацию существующего пользователя:
1.ID
Пусть будет №1, так как это наш первый тест-кейс
2. Краткое описание тест-кейса (Name)
Авторизация существующего пользователя.
Если бы нам на выбор было предложено несколько способов регистрации (Телефон, E-mail, ВКонтакте, Фейсбук и т.п.), то название могла бы выглядеть вот так “Авторизация существующего пользователя через ВКонтакте”.
3. Ссылка на требования
В нашем случае требований нет. Значит поле оставляем пустым
4. Автор тест-кейсы (Author)
Иванов И.
5. Приоритет (Priority)
Высокий, так как функциональность важная. В двух словах, чем важнее объект тестирования и проверки, тем выше приоритет.
6. Название/модуль/версия продукта (Component/Version)
Кейс относится напрямую к авторизации, следовательно этот модуль и укажем.
7. Предварительные условия (pre-condition)
Во-первых, нужно зайти на сайт по адресу https://msk.farfor.ru. Во-вторых, пользователь должен существовать и быть не залогинен.
8. Шаги (steps)
1) Вводим в поле телефона “+7 900 000-00-00”,
2) Вводим в поле password пароль “123”,
3) Нажимаем кнопку “Вход”.
9. Ожидаемый результат (expected result)
Авторизация прошла успешна, пользователь остался на странице https://msk.farfor.ru
10. Приложения (attachments)
В этот раз файлы нам не нужны, поэтому обойдемся без них.
Для наглядности соберем все это в таблицу.
Обратите внимание, что все тестовые данные, такие как почта или пароль лучше указывать явно, так как это убережет вас от лишних действий и поиска того, каким должен быть правильный аккаунт.
В рассмотренном примере все шаги приводят к одному результату. Но также есть ситуации, когда на каждый шаг будет свой ожидаемый результат.
Если будет много проверок на один компонент, то тест-кейсы можно объединить в тестовый набор или по-другому Test Suite.
Теперь давайте немного поговорим о чек-листах в тестировании.
Чек-лист
Чек-лист – это список, содержащий ряд необходимых проверок во время тестирования программного продукта. Отмечая пункты списка, команда или один тестировщик могут узнать о текущем состоянии выполненной работы и о качестве продукта.
Можно сказать, что чек-лист — это упрощенный тест-кейс без шагов и прочего описания. Просто список того, что необходимо проверить. Более того, иногда список тест-кейсов является своего рода чек-листом, если смотреть просто на названия тест-кейсов. Например, чек лист «Авторизация пользователя» может выглядеть следующим образом:
1. Авторизация пользователя через E-mail
2. Авторизация пользователя через ВКонтакте
3. Авторизация пользователя с пустым E-mail
4. Авторизация пользователя с неверным паролем и так далее
________________________________
Чек-лист экономит время тестировщика и упрощает поддержку тестовой документации, но, с другой стороны, многие вещи при проверки остаются на совести тестировщика. Например, какой е-mail вводим, какой неправильный пароль и так далее
________________________________
Следовательно, если с чек-листом работают уже опытные тестировщики, то особых проблем не возникает. Если приходят новички и видят чек-листы, то они могут запутаться и неправильно проверить функциональность, потому что не будут с точностью знать, как правильно протестировать и какие данные вводить.
***
Как видите, чек-листы и тест-кейсы сильно упрощают процесс тестирования. Отличие между ними в том, что чек-листы показывают направление тестирования, а тест-кейсы подробно описывают как тестировать.
При внедрении в работу данной документации не придется каждый раз заново придумывать проверки и бояться что-то упустить. Достаточно один раз уделить немного больше времени на проверку и написать по ней тест-кейсы и чек-листы, чтобы потом экономить время при следующих проверках.
очень понятно,спасибо
Спасибо ничего не понял но очень понятно!!!